Татьяна Бабинцева персональный сайт воспитателя

Программа «Сказка как средство развития речи»

 Программа«Сказка как средство развития речи»

Сказки злые и добрыемогут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключидля того, чтобы войти

в действительностьновыми путями,

 может помочь ребёнку узнать мир, может

одарить его воображениеи научить

не восприниматьокружающее».

Д. Родари.

Пояснительная записка

 Нормы и положения,обязательные при реализации на ступени дошкольного образования устанавливаютсяФедеральными государственными требованиями к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДО указывают на то,что необходимо включить в образование дошкольников такую предметную область,как «Чтение художественной литературы». Содержание области должно бытьнаправлено на достижение цели по формированию интереса и потребности в чтении.

Заложить базовую основу ребенку общей культуры, как одной изосновных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников позволяетприобщение дошкольников к художественной литературе.  Литература выступает на дошкольном этапе каксамое эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, котороепомогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир.

Ознакомление детей с художественнойлитературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит егопонимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческойличности.

Программа «Сказка за сказкой» основана на государственных нормативно-правовыхдокументах:

·                     Закон РФ «Об образовании»

·                    «Конвенцияо правах ребенка»

Всоответствии с «Конвенцией о правах ребенка» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие иобразование с учетом его индивидуальных возможностей. Воспитание должно бытьнаправлено на развитие ребенка, его умственных, нравственных  способностей в их самом полном объеме.

В основу разработанной мною программы леглиследующие программы:                               

·                    «Программа по развитию речи» О.С.Ушаковой.

·                    Программа «Из детства в отрочество» Т.Н.Дороновой;

·                    Программа художественного воспитания,обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Такжев основу программы «Сказка за сказкой» взяты задачи из  образовательной программы дошкольногообразовательного учреждения, касающиеся образовательной области«Социально-коммуникативное развитие».

Актуальностьпрограммы заключается в комплексном подходе к процессу формирования  нравственных качеств у детей черезознакомление их с художественной литературой, через знакомство с различнымивидами сказок. Очень велико значение художественной литературы в воспитании дошкольниковопределяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью вжизни общества.  Программа «Сказка засказкой» разработана для решения целогокомплекса взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетическоговоспитания. Проблемность в формированииречи дошкольников всегда стояла перед педагогами. Важностьэтого факта очевидна. Именно в дошкольном возрасте оформляются и укрепляютсяосновы монологической и диалогической речи. Не каждому педагогу понятно какправильно развивать речь ребенка. При всем многообразии таких программ поразвитию речи дошкольников, педагог в настоящее время встречается в большинствеслучаев с мало говорящими детьми. Проблема развития речи детейдошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, исложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум,бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способасохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла,нравственных понятий у подрастающего поколения и ставят общество передопасностью моральной деградации посредством языкового общения.

    Новизнаавторского подхода заключена в:

·                    созданииэффективной системы работы педагога  поразвитию речи на основе ознакомления с художественной литературой, сиспользованием многообразия видов сказок;

·                     интеграции разнообразных видов детскойдеятельности (организованные формы обучения, совместная деятельностьвоспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность)

·                    созданииусловий педагогической деятельности всех участников образовательной программы«Сказка за сказкой», активной эмоциональной включенности педагогов, детей,родителей, поиском  методов, средствосвоения программных задач.

 

Цель     программы:

Создатьэффективную систему работы по развитииречи дошкольников при ознакомлении с многообразием видов сказок.

Объект  исследования:воспитательно- образовательный процесс дошкольного образовательного учрежденияпо формировании речи у детей через знакомство со сказкой.

Предмет исследования:познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей по развитиюречи дошкольников через сказку.

Гипотезаисследования заключается в предположении, что использование ввоспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения многообразия видовсказок эффективно влияет на развитие речи дошкольников через разнообразныеформы обучения, направленные на познавательно-речевое развитие детей.

Исходя из поставленной цели программы, определения его объекта, предмета,гипотезы, были сформулированы следующие задачи:

Основные   задачи  программы:

1.                  Выяснить значение сказок в развитии речидошкольников.

2.                  Определить задачи поразвитию речи детей через сказку (путем проживания образа, роли).

3.                  Создать условия в ДОУ для развития речипосредством театра.

4.                  Определить формыработы с детьми, с педагогами и родителями по развитию речи детей сиспользованием образов сказочных героев в совместной деятельности «Семейныйтеатр».

5.                  Разработать содержаниевоспитательно-образовательного процесса в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей

6.                  Повысить уровеньпознавательно-речевого развития детей на основе приобщение детей кхудожественной литературе (на примере сказки) через разнообразные формы работыДОУ (занятия, совместная деятельность воспитателей и детей вне занятий,свободная самостоятельная деятельность детей).

Практическаязначимость:

Программа«Сказка за сказок» предназначена для воспитателей ДОУ, воспитателя по развитиюречи, музыкальных руководителей, педагога-психолога, учителя-логопеда,родителей воспитанников.

Мноюразработана и апробирована на практике программа «Сказка за сказкой», котораяможет быть использована в практике работы дошкольных образовательныхучреждений.

Программа построена наследующих принципах:

Принцип интеграции образования Данный принцип помогает в последовательном развитии речидошкольников.

Принцип личностно-деятельностногоподхода. Содержательная часть реализуется черезинтеграцию разных видов деятельности детей.

Принцип развитияпредполагаетнаправить ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержкунравственного, интеллектуального развития ребенка, эмоционального, на созданиеусловий для проявления самостоятельности, инициативности, творческихспособностей ребенка в различных видах деятельности. Формирование базисныхкачеств личности ребенка таких как: эмоциональность, любознательность, коммуникативность,доброжелательность, креативность, инициативность, осуществляется в процессеосвоения программных задач.

Вывод: основой построенияпрограммы стали изложенные выше принципы, которые являются основой дляформирования компетенций воспитанника: коммуникативной, познавательной,творческой, регулятивной. Всё выше изложенное привело к созданию системы работыДОУ по приобщению дошкольников к художественной литературе, через разнообразныевиды сказок. Участники освоения программы определены, определены задачи поприобщению к художественной литературе для детей среднего, старшего дошкольноговозраста, обозначен круг совместной работы с родителями.

 

II.Участники  программы

Деятельностьвоспитателей: участвуют с детьми в создании проектов поознакомлению с художественной литературой; проводят занятия по художественнойлитературе, познавательному развитию; проводят занятия по аппликации, лепке;организуют чтение художественной литературы в свободное от занятий время;организуют игровую, театрализованную деятельность; осуществляют работу с детьмив книжных уголках; создают  пособия,материалы для театрализованной и игровой деятельности; поддерживают групповыетрадиции, предложенные программой «Из детства в отрочество» - «Утро радостныхвстреч», «Это- интересно», «Сейчас узнаем», «Встречи с интересными людьми»,«Театральная пятница»; организуют с детьми экскурсии в детскую библиотеку,музей, библиотеку МОУ «Кабанская СОШ»; участвуют в создании развивающей среды вгруппах (библиотечная, речевая, театрализованная, игровая зоны), в Театральнойстудии.

Музыкальныйруководитель: проводит занятия, тематическиепраздники, утренники с элементами театрализации; осуществляет музыкальноеоформление к интегрированным занятиям в Театральной студии;

Логопед: оказываетпомощь воспитателям по проведению индивидуальной, подгрупповой работы  с детьми по звукопроизношению(артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание, пальчиковые игры, речевыеигры); проводит занятия с детьми по коррекции звукопроизношения; участвует сдетьми, имеющими нарушения речи,  впроектной деятельности по созданию сказки на новый лад для решениякоррекционных логопедических задач; пополняет папки-передвижки в группахконсультациями для родителей по теме «Сочиняем сказку о себе», «Как сочинитьсказку на новый лад?».

 Психолог: изучаетличностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе; проводиттренинговые занятия в Театральной студии на развитие креативности,коммуникативных навыков, эмоциональной сферы; на занятиях, индивидуальной работеиспользует метод «сказкотерапии», как средство коррекции эмоциональной сферы исоциального поведения детей.

Родители: изготавливаютатрибуты и костюмы для игр; принимают участие в театрализованных постановках(семейный театр); участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различныетемы; совместная деятельность родителей и детей по проекту «Моя первая книжка»

 

III. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы представленыдостижением целевых ориентиров.

Коммуникативная способность: желаниеобщаться со взрослыми и детьми, выстраивать взаимоотношения в разных видахдеятельности (учебной, игровой); понимать состояния и поступки других людей;проявлять инициативу в установлении контактов; высказывать свое отношение кпоступкам окружающих людей, происходящим событиям.

Познавательнаяспособность: желаниеузнать  содержание литературногопроизведения; задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределахсвоей осведомленности и опыта;  формулировать самостоятельно выводы при высказывании своего мнения

Творческая способность;формулироватьсвой интерес, предпочтение, намерение; оценивать результат собственной продуктивной деятельности; выражать вслове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания исуждения; реализовывать творческий замысел в различных видах деятельности.

Регуляторнаяспособность: соблюдать основные правиласамоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться оних, объяснять свои поступки; устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарныхнравственных норм и правил; оказывать действенную помощь близким.

Используя  сказку, как средство развития речи дошкольников впрограмме определены требования:

 познавательный интерес к художественной литературе

Формы   организации воспитательно –образовательногопроцесса по решению программных задач.

 Программа разработана для комплексного подходак воспитанию детей, развития речи через приобщение детей к художественнойлитературе с использованием организованных форм обучения, дополнительного образования в ДОУ,совместную, самостоятельную театральную и игровую  деятельность детей.

Организованные формыобучения

·      НОДпо развитию речи;

·      НОДпо изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка);

Дополнительноеобразование

·      Кружковаяработа «В гостях у сказки»;

·      Театрализованнаядеятельность;

·      Совместнаядеятельность воспитателей и детей по познавательно-речевому развитию сиспользованием речевых уголков, уголков творчества, библиотечной зоны.

·      Самостоятельнаяигровая деятельность детей

·      Работас социумом (библиотека, музей, школа)

Создание условий в ДОУдля реализации программы:

·      Театральнаястудия с костюмерной

·      Музыкальныйзал

Создание условий вгруппах ДОУ для реализации программы:

·      Познавательно-речевыеуголки

·      Библиотечныеуголки

·      Уголкитворчества

·      Театральныеуголки

IY. Этапы реализации программы

I этап подготовительно– диагностический:

·           анализречевого развития детей экспериментальной группы;

·           анализ  предметно-развивающей среды;

·           анкетированиеродителей;

Результаты  диагностического этапа

·           проведен анализ речевого развитияэкспериментальной группы детей (входная диагностика;

II этап – организационный

·           постановка цели;

·           изучение педагогической,психологической, методической литературы по развитию речи через изучениесказок;

·           организация проектнойдеятельности педагогов по приобщению детей к художественной литературе

·           составление перспективногопланирования занятий по развитию речи в разных видах детской деятельности

·           анкетирование родителей,педагогов по проблеме развитие речи дошкольников через сказку

·           прогнозирование  ожидаемых результатов.

Результаты  организационного  этапа

·            составление перспективного планированиязанятий:

            по художественнойлитературе;                                     

·            развитию речи, изобразительной деятельности,театрализованной деятельности                                                                                 педагогами созданы два  проекта;

·           в группе созданы уголки:библиотечный, театральный, речевой, творчества    

·           Проведено анкетирование  родителей                                      

·           Составлен прогноз ожидаемыхрезультатов.

  III этап - практический

·           проведениеконсультационно-методической работы с воспитателями,специалистами-предметниками, учителем – логопедом, педагогом-психологом

·           поэтапное обогащениепредметно-развивающей среды, способной к изменению,   корректировке и развитию

·           взаимодействие с социальнымипартнерами

Результаты    практического    этапа

3 мая 2017 в 14:16

Прикреплённые файлы:

Документ: Программа «Сказка как средство развития речи»

Описание файла:

Файл называется: programa-skazka-kak-sredstvo-razvitija-rechi_4n76o.pdf

Это официальный файл организации «Татьяна Бабинцева персональный сайт воспитателя», в нём содержится Программа «Сказка как средство развития речи».

Размер файла: 0,35 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.