Татьяна Бабинцева персональный сайт воспитателя
Программа «Сказка как средство развития речи»Программа«Сказка как средство развития речи» Сказки злые и добрыемогут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключидля того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображениеи научить не восприниматьокружающее». Д. Родари. Пояснительная записка
Нормы и положения,обязательные при реализации на ступени дошкольного образования устанавливаютсяФедеральными государственными требованиями к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДО указывают на то,что необходимо включить в образование дошкольников такую предметную область,как «Чтение художественной литературы». Содержание области должно бытьнаправлено на достижение цели по формированию интереса и потребности в чтении. Заложить базовую основу ребенку общей культуры, как одной изосновных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников позволяетприобщение дошкольников к художественной литературе. Литература выступает на дошкольном этапе каксамое эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, котороепомогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир. Ознакомление детей с художественнойлитературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит егопонимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческойличности. Программа «Сказка за сказкой» основана на государственных нормативно-правовыхдокументах: · Закон РФ «Об образовании» · «Конвенцияо правах ребенка» Всоответствии с «Конвенцией о правах ребенка» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие иобразование с учетом его индивидуальных возможностей. Воспитание должно бытьнаправлено на развитие ребенка, его умственных, нравственных способностей в их самом полном объеме. В основу разработанной мною программы леглиследующие программы: · «Программа по развитию речи» О.С.Ушаковой. · Программа «Из детства в отрочество» Т.Н.Дороновой; · Программа художественного воспитания,обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыковой. Такжев основу программы «Сказка за сказкой» взяты задачи из образовательной программы дошкольногообразовательного учреждения, касающиеся образовательной области«Социально-коммуникативное развитие». Актуальностьпрограммы заключается в комплексном подходе к процессу формирования нравственных качеств у детей черезознакомление их с художественной литературой, через знакомство с различнымивидами сказок. Очень велико значение художественной литературы в воспитании дошкольниковопределяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью вжизни общества. Программа «Сказка засказкой» разработана для решения целогокомплекса взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетическоговоспитания. Проблемность в формированииречи дошкольников всегда стояла перед педагогами. Важностьэтого факта очевидна. Именно в дошкольном возрасте оформляются и укрепляютсяосновы монологической и диалогической речи. Не каждому педагогу понятно какправильно развивать речь ребенка. При всем многообразии таких программ поразвитию речи дошкольников, педагог в настоящее время встречается в большинствеслучаев с мало говорящими детьми. Проблема развития речи детейдошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, исложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум,бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способасохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла,нравственных понятий у подрастающего поколения и ставят общество передопасностью моральной деградации посредством языкового общения. Новизнаавторского подхода заключена в: · созданииэффективной системы работы педагога поразвитию речи на основе ознакомления с художественной литературой, сиспользованием многообразия видов сказок; · интеграции разнообразных видов детскойдеятельности (организованные формы обучения, совместная деятельностьвоспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность) · созданииусловий педагогической деятельности всех участников образовательной программы«Сказка за сказкой», активной эмоциональной включенности педагогов, детей,родителей, поиском методов, средствосвоения программных задач.
Цель программы:
Создатьэффективную систему работы по развитииречи дошкольников при ознакомлении с многообразием видов сказок. Объект исследования:воспитательно- образовательный процесс дошкольного образовательного учрежденияпо формировании речи у детей через знакомство со сказкой. Предмет исследования:познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей по развитиюречи дошкольников через сказку. Гипотезаисследования заключается в предположении, что использование ввоспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения многообразия видовсказок эффективно влияет на развитие речи дошкольников через разнообразныеформы обучения, направленные на познавательно-речевое развитие детей. Исходя из поставленной цели программы, определения его объекта, предмета,гипотезы, были сформулированы следующие задачи: Основные задачи программы:
1. Выяснить значение сказок в развитии речидошкольников. 2. Определить задачи поразвитию речи детей через сказку (путем проживания образа, роли). 3. Создать условия в ДОУ для развития речипосредством театра. 4. Определить формыработы с детьми, с педагогами и родителями по развитию речи детей сиспользованием образов сказочных героев в совместной деятельности «Семейныйтеатр». 5. Разработать содержаниевоспитательно-образовательного процесса в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей 6. Повысить уровеньпознавательно-речевого развития детей на основе приобщение детей кхудожественной литературе (на примере сказки) через разнообразные формы работыДОУ (занятия, совместная деятельность воспитателей и детей вне занятий,свободная самостоятельная деятельность детей). Практическаязначимость:
Программа«Сказка за сказок» предназначена для воспитателей ДОУ, воспитателя по развитиюречи, музыкальных руководителей, педагога-психолога, учителя-логопеда,родителей воспитанников. Мноюразработана и апробирована на практике программа «Сказка за сказкой», котораяможет быть использована в практике работы дошкольных образовательныхучреждений. Программа построена наследующих принципах: Принцип интеграции образования Данный принцип помогает в последовательном развитии речидошкольников. Принцип личностно-деятельностногоподхода. Содержательная часть реализуется черезинтеграцию разных видов деятельности детей. Принцип развитияпредполагаетнаправить ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержкунравственного, интеллектуального развития ребенка, эмоционального, на созданиеусловий для проявления самостоятельности, инициативности, творческихспособностей ребенка в различных видах деятельности. Формирование базисныхкачеств личности ребенка таких как: эмоциональность, любознательность, коммуникативность,доброжелательность, креативность, инициативность, осуществляется в процессеосвоения программных задач. Вывод: основой построенияпрограммы стали изложенные выше принципы, которые являются основой дляформирования компетенций воспитанника: коммуникативной, познавательной,творческой, регулятивной. Всё выше изложенное привело к созданию системы работыДОУ по приобщению дошкольников к художественной литературе, через разнообразныевиды сказок. Участники освоения программы определены, определены задачи поприобщению к художественной литературе для детей среднего, старшего дошкольноговозраста, обозначен круг совместной работы с родителями.
II.Участники программы
Деятельностьвоспитателей: участвуют с детьми в создании проектов поознакомлению с художественной литературой; проводят занятия по художественнойлитературе, познавательному развитию; проводят занятия по аппликации, лепке;организуют чтение художественной литературы в свободное от занятий время;организуют игровую, театрализованную деятельность; осуществляют работу с детьмив книжных уголках; создают пособия,материалы для театрализованной и игровой деятельности; поддерживают групповыетрадиции, предложенные программой «Из детства в отрочество» - «Утро радостныхвстреч», «Это- интересно», «Сейчас узнаем», «Встречи с интересными людьми»,«Театральная пятница»; организуют с детьми экскурсии в детскую библиотеку,музей, библиотеку МОУ «Кабанская СОШ»; участвуют в создании развивающей среды вгруппах (библиотечная, речевая, театрализованная, игровая зоны), в Театральнойстудии. Музыкальныйруководитель: проводит занятия, тематическиепраздники, утренники с элементами театрализации; осуществляет музыкальноеоформление к интегрированным занятиям в Театральной студии; Логопед: оказываетпомощь воспитателям по проведению индивидуальной, подгрупповой работы с детьми по звукопроизношению(артикуляционные упражнения, упражнения на дыхание, пальчиковые игры, речевыеигры); проводит занятия с детьми по коррекции звукопроизношения; участвует сдетьми, имеющими нарушения речи, впроектной деятельности по созданию сказки на новый лад для решениякоррекционных логопедических задач; пополняет папки-передвижки в группахконсультациями для родителей по теме «Сочиняем сказку о себе», «Как сочинитьсказку на новый лад?». Психолог: изучаетличностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе; проводиттренинговые занятия в Театральной студии на развитие креативности,коммуникативных навыков, эмоциональной сферы; на занятиях, индивидуальной работеиспользует метод «сказкотерапии», как средство коррекции эмоциональной сферы исоциального поведения детей.
Родители: изготавливаютатрибуты и костюмы для игр; принимают участие в театрализованных постановках(семейный театр); участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различныетемы; совместная деятельность родителей и детей по проекту «Моя первая книжка»
III. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы представленыдостижением целевых ориентиров. Коммуникативная способность: желаниеобщаться со взрослыми и детьми, выстраивать взаимоотношения в разных видахдеятельности (учебной, игровой); понимать состояния и поступки других людей;проявлять инициативу в установлении контактов; высказывать свое отношение кпоступкам окружающих людей, происходящим событиям. Познавательнаяспособность: желаниеузнать содержание литературногопроизведения; задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределахсвоей осведомленности и опыта; формулировать самостоятельно выводы при высказывании своего мнения Творческая способность;формулироватьсвой интерес, предпочтение, намерение; оценивать результат собственной продуктивной деятельности; выражать вслове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания исуждения; реализовывать творческий замысел в различных видах деятельности. Регуляторнаяспособность: соблюдать основные правиласамоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться оних, объяснять свои поступки; устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарныхнравственных норм и правил; оказывать действенную помощь близким. Используя сказку, как средство развития речи дошкольников впрограмме определены требования: познавательный интерес к художественной литературе Формы организации воспитательно –образовательногопроцесса по решению программных задач.
Программа разработана для комплексного подходак воспитанию детей, развития речи через приобщение детей к художественнойлитературе с использованием организованных форм обучения, дополнительного образования в ДОУ,совместную, самостоятельную театральную и игровую деятельность детей. Организованные формыобучения
· НОДпо развитию речи; · НОДпо изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка); Дополнительноеобразование
· Кружковаяработа «В гостях у сказки»; · Театрализованнаядеятельность; · Совместнаядеятельность воспитателей и детей по познавательно-речевому развитию сиспользованием речевых уголков, уголков творчества, библиотечной зоны. · Самостоятельнаяигровая деятельность детей · Работас социумом (библиотека, музей, школа) Создание условий в ДОУдля реализации программы:
· Театральнаястудия с костюмерной · Музыкальныйзал Создание условий вгруппах ДОУ для реализации программы:
· Познавательно-речевыеуголки · Библиотечныеуголки · Уголкитворчества · Театральныеуголки IY. Этапы реализации программы
I этап подготовительно– диагностический:
· анализречевого развития детей экспериментальной группы; · анализ предметно-развивающей среды; · анкетированиеродителей; Результаты диагностического этапа
· проведен анализ речевого развитияэкспериментальной группы детей (входная диагностика; II этап – организационный
· постановка цели; · изучение педагогической,психологической, методической литературы по развитию речи через изучениесказок; · организация проектнойдеятельности педагогов по приобщению детей к художественной литературе · составление перспективногопланирования занятий по развитию речи в разных видах детской деятельности · анкетирование родителей,педагогов по проблеме развитие речи дошкольников через сказку · прогнозирование ожидаемых результатов. Результаты организационного этапа
· составление перспективного планированиязанятий: по художественнойлитературе; · развитию речи, изобразительной деятельности,театрализованной деятельности педагогами созданы два проекта;
· в группе созданы уголки:библиотечный, театральный, речевой, творчества
· Проведено анкетирование родителей · Составлен прогноз ожидаемыхрезультатов. III этап - практический
· проведениеконсультационно-методической работы с воспитателями,специалистами-предметниками, учителем – логопедом, педагогом-психологом · поэтапное обогащениепредметно-развивающей среды, способной к изменению, корректировке и развитию · взаимодействие с социальнымипартнерами Результаты практического этапа
3 мая 2017 в 14:16
Прикреплённые файлы:Документ: Программа «Сказка как средство развития речи» Описание файла:Файл называется: programa-skazka-kak-sredstvo-razvitija-rechi_4n76o.pdf Это официальный файл организации «Татьяна Бабинцева персональный сайт воспитателя», в нём содержится Программа «Сказка как средство развития речи». Размер файла: 0,35 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.